Фонематический слух

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

А вы знали, что правильное произношение звуков возможно только тогда, когда сформированы фонематические процессы? 
Развитый фонематический слух дарит ребенку возможность: 
• правильно произносить звуки; 
• четко произносить слова; 
• владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь); 
• овладеть богатым словарным запасом и грамматическим строем языка; успешно освоить письмо и чтение. 
Наиболее фундаментальный для понимания речи фактор: фонематический слух – процесс речевого звукоразличения, анализа и синтеза. Он реализуется задне-верхними отделами левой височной области. У детей формирование фонематического слуха (до того, как этот фактор «сфокусируется» в левой височной области) опирается на активное участие подкорковых структур мозга, правого полушария, межполушарных связей и ряда вне височных структур левого полушария. Например, правое полушарие реализует базовый для данного процесса этап – восприятие, различение и имитацию неречевых (природных, бытовых, интонационно-мелодических) звуков. А межполушарные связи – перенос этого накопленного опыта из правого полушария в левое. Соответственно, проблемы онтогенеза фонетико-фонематических процессов у детей могут быть связаны с дефицитом или возрастной несформированностью каждой из указанных систем мозга. Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи. Развитие фонематического восприятия важно для формирования всей фонетической стороны речи. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального, временного эффекта. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия.