ПОДРАЖАНИЕ И ИМИТАЦИЯ
Сегодня поговорим о подражании и имитации у детей.
В работах Л.С. Выготского Л.А. Орбели подражание рассматривается как один из важнейших факторов развития высших форм поведения человека: подчеркивается связь способности к подражанию с возможностями субъекта и пониманием ситуации.
Имитация является одной из форм обучения в раннем онтогенезе.
Предполагается, что в основе подражания лежит связь между системами восприятия и структурами, обеспечивающими реализацию адекватного моторного акта.
Младенец первых недель жизни способен имитировать материнскую интонацию и звуки взрослого голоса, причем процесс имитации осуществляется более успешно, если ребенок видит мимику говорящего.
Способность к звуковой имитации обнаруживается уже в возрасте 12 недель.
Ребенку легче подражать движениям, чем подражать действиям с предметами.
Этапы имитации: 1. Крупномоторная имитация – около года; 2. Имитация с предметами (простые манипуляции с игрушками типа стучания молотком, кормления куклы, пр.) – 1,5 года; 3. Имитация с предметами при выборе из набора: перед ребенком несколько предметов, перед взрослым такой же набор. Взрослый берет любой предмет и выполняет действие (постучать ложкой по столу, кинуть мячик, поцеловать куклу, пр.), просит ребенка повторить. Около 2 лет; 4. Имитация, включающая в себя программу действий (хлопок в ладоши, руки вверх, пальцем на нос). 2,5 года
Что почитать? Выготский Л.С. Стребелева Е.А.